Tailings

Контроль за хвостохранилищами: что изменилось после прорыва дамбы в Брумадинью?

Поскольку концентрация ценной руды в рудниках продолжает снижаться по всему миру, горнодобывающая промышленность вынуждена справляться с огромными объемами отходов (хвостов), которые образуются в результате сложных химических процессов. Хвосты, обычно отводимые в большие пруды-отстойники на поверхности и удерживаемые земляными плотинами, представляют наибольший риск серьезного негативного воздействия горных работ.

В то время как масштабы и последствия прошлогодней аварии на дамбе Брумадинью были чрезвычайными, в последние два года на дамбах хвостохранилищ регулярно происходят и другие аварии в таких странах, как Бразилия, Перу, Россия, Австралия и Китай, и количество таких аварий продолжает расти уже в течение некоторого времени. Результаты отчета RMI Report 2018 по хвостохранилищам продемонстрировали, что показатели действующей компании Vale по отслеживанию, анализу и принятию мер по улучшению управления рисками, связанными с хвостохранилищами, не хуже, чем у подавляющего большинства других крупных компаний.

Катастрофа в Брумадинью вызвала волну заявлений представителей отрасли и рост интереса СМИ к безопасности хвостохранилищ, но действительно ли  что-то изменилось с 2018 года, и будут ли такие масштабные аварии реже случаться в будущем?

Последние исследования фонда Responsible Mining Foundation (RMF), опубликованные в Отчете RMI Report 2020, показали, что в то время как инициатива инвесторов привела к повышению уровня прозрачности информации о хвостохранилищах, подавляющее большинство компаний по-прежнему не могут продемонстрировать свидетельства анализа эффективности управления рисками, связанными с хвостохранилищами, и при необходимости принятия ответных мер. Что очень важно — очень немногие участки добычи демонстрируют свидетельства того, что они предоставили информацию местному населению о действиях в случае любого инцидента, связанного с хвостохранилищами.

Комментируя выпуск Отчета RMI Report 2020, председатель инициативы Глобального пересмотра организации хвостохранилищ (Global Tailings Review) д-р Бруно Оберле отметил:

Поскольку в настоящее время все больше компаний раскрывают данные о местонахождении и характеристиках своих хвостохранилищ, отчет RMI Report 2020 проливает свет на недостаток общедоступной информации о том, насколько эффективно эти сооружения управляются горнодобывающими компаниями. По мере продолжения работы инициативы Глобального пересмотра организации хвостохранилищ результаты отчета RMI Report 2020 еще больше подтверждают настоятельную необходимость создания глобального стандарта, который обеспечит поэтапное изменение безопасного контроля за хвостохранилищами во всей отрасли.

Д-р Бруно Оберле, председатель инициативы Глобального пересмотра организации хвостохранилищ

Больше общедоступной информации о хвостохранилищах

До катастрофы в Брумадинью глобального публичного реестра хвостохранилищ не существовало, и добывающие компании, как правило, публично не раскрывали информацию даже о местонахождении своих хвостохранилищ, не говоря уже об информации о безопасности этих объектов, представляющей критический интерес для акционеров, инвесторов, страховых компаний и правительств, а также для населения и работников.

В ответ на это группа инвесторов, возглавляемая Правлением пенсионного фонда Церкви Англии и Шведским советом по этике фондов AP, создала Инициативу инвесторов по повышению безопасности горных работ и хвостохранилищ и попросила более 700 добывающих компаний опубликовать такую информацию. Откликнулось около 50% компаний, в том числе 45 из 50 крупнейших горнодобывающих компаний.

В результате доступность базовых данных о хвостохранилищах значительно улучшилась — отчет RMI Report 2020 показал, что почти половина из 38 компаний, в отношении которых была выполнена оценка, публично раскрыли информацию о количестве и точном местонахождении своих хвостохранилищ (см. Рис. 1), главным образом, путем ответа на запрос инвесторов.

Растущая зависимость от опасных конструкций

Это недавнее раскрытие информации о хвостохранилищах выявило тревожную тенденцию: согласно имеющейся информации компании планируют увеличить объем хвостов, размещенных в хвостохранилищах выше первоначальной плотины (тип дамбы, на которой произошла авария в Брумадинью), что означает увеличение объема хвостов, размещенных в этих хвостохранилищах, с 24% до 30%, при этом 92% таких конструкций классифицируются в настоящее время как потенциально опасные.

Отсутствие улучшений в отслеживании компаниями эффективности управления рисками, связанными с хвостохранилищами

Как и в случае с отчетом RMI Report 2018, лишь немногие из 38 компаний, в отношении которых была выполнена оценка в отчете RMI Report 2020, продемонстрировали свидетельства проведения сторонних аудиторских проверок или выполнения анализа эффективности контроля за хвостохранилищами, и зачастую объем такого анализа весьма ограничен. Еще меньше компаний демонстрируют свидетельства принятия ответных мер на основе этого анализа с целью повышения эффективности управления рисками, связанными с хвостохранилищами. Фактически, как показано на Рис. 2, ни одна компания не набрала по этому показателю более 50%.

Если компании не могут «знать и показать», как они работают над предотвращением разрушений дамб и решением других проблем хвостохранилищ, таких как просачивание, им будет трудно устранить дефицит доверия, с которым они обычно сталкиваются в районах добычи полезных ископаемых, и развеять опасения инвесторов и финансирующих организаций, правительств и других заинтересованных сторон в отношении рисков, связанных с хвостохранилищами.

Отсутствие местной информации о рисках и порядке действий в чрезвычайных ситуациях при авариях на хвостохранилищах

Отчет RMI Report 2020 показал, что менее 10% из 180 участков добычи, в отношении которых была выполнена оценка, публично раскрывают данные о площади, потенциально затронутой при аварии на хвостохранилище.

Далее, очень немногие участки добычи демонстрируют свидетельства того, что они предоставили информацию местному населению о действиях в случае любого инцидента, связанного с хвостохранилищами. Более подробно см. на рис. 3.

Разумеется, строгое раскрытие такой информации, которая может иметь жизненно важное значение для местных заинтересованных сторон, должно быть нормой.

Разумеется, строгое раскрытие такой информации, которая может иметь жизненно важное значение для местных заинтересованных сторон, должно быть нормой.

В настоящее время новый глобальный стандарт по управлению хвостохранилищ дорабатывается многосторонней группой заинтересованных сторон: инициативой Глобального пересмотра организации хвостохранилищ, которая была совместно создана Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), инициативой по Принципам ответственного инвестирования (PRI) и Международным советом по горному делу и металлам (МСГМ).

Глобальный стандарт организации хвостохранилищ, безусловно, является долгожданным первым шагом, но крайне важно не упустить эту возможность, чтобы значительно поднять планку управления хвостохранилищами благодаря стандарту, обеспечивающему надлежащее решение ключевых проблем прозрачности, уважения и взаимодействия с местными заинтересованными сторонами, живущими и работающими в условиях риска аварий на хвостохранилищах.

Поскольку в настоящее время идет процесс окончательного формулирования этой новой нормы, RMF настоятельно рекомендует, чтобы в стандарте были изложены четкие требования по следующим пунктам:

– Использование открытых форматов данных для управления рисками: Компании должны раскрывать публично и на уровне отдельных участков добычи все представляющие общественный интерес данные о контроле за хвостохранилищами, безопасности их конструкций и мерах готовности к чрезвычайным ситуациям, которые необходимо соблюдать в случае разрушения хвостохранилища. Эти данные имеют решающее значение для инвесторов и финансирующих организаций, правительств и местных заинтересованных сторон.

– Значимое взаимодействие с местными заинтересованными сторонами: Компании должны предпринимать заблаговременные и постоянные меры по взаимодействию с местными заинтересованными сторонами (населением, работниками), чтобы четко доносить информацию о рисках и потенциальных воздействиях в случае аварии, а также привлекать местные заинтересованные стороны к разработке планов готовности к чрезвычайным ситуациям и проведению учений.

– Эффективные меры по решению проблем действующих хвостохранилищ высокого риска: Компании должны обеспечить безопасность своих действующих хвостохранилищ, а также при необходимости вывести из эксплуатации и ликвидировать хвостохранилища, безопасность которых нельзя обеспечить. Эти положения должны применяться к любому хвостохранилищу, разрушение которого может привести к гибели людей.

– Расширение ответственности за управление рисками Компании должны назначать ответственными за безопасность хвостохранилищ руководителей старшего звена, включая не только членов высшего руководства, но и членов совета директоров.

– Свободное, предварительное и осознанное согласие (СПОС): В соответствии с Декларацией ООН о правах коренных народов, соблюдение права коренных народов на СПОС должно быть обязательным на всех этапах планирования, разработки и реализации. Помимо этого международно признанного права на согласие или несогласие стандарт мог бы более эффективно соответствовать распространенному признанию того, что принцип СПОС должен применяться более широко, путем включения требования к компаниям запрашивать СПОС у всех потенциально затрагиваемых сообществ.

– Размещение хвостов в прибрежной полосе озер, рек и морей: В соответствии с растущими тенденциями среди международных банков и многосторонних кредиторов стандарт должен запретить использование этих способов размещения хвостов и требовать принятия официальных обязательств в масштабе всей компании не использовать эти способы. Отчет RMI Report 2020 показал, что как минимум восемь компаний, в отношении которых выполнялась оценка, активно сбрасывают хвосты в речную или морскую среду или складируют их на морском дне. Лишь одна компания официально взяла на себя обязательство не использовать такие способы утилизации.


Footnotes

  1. См. www.worldminetailingsfailures.org.
  2. WMTF, готовится к публикации в 2020 г. Состояние хвостохранилищ горнодобывающих предприятий мира на 2020 г. Аварии на хвостохранилищах горнодобывающих предприятий мира www.worldminetailingsfailures.org.

Поделиться

Tailings

Tailings management: What has changed since Brumadinho?

As concentrations of valuable ore continue to decrease in mines around the world, the mining industry has to cope with the enormous volumes of residual waste – known as tailings – it generates as outputs of its complex chemical processes. Typically piped into large surface impoundments and held in place by earthen dams, stored tailings pose by far mining’s greatest risk of severe impacts.

While the scale and consequences of the Brumadinho dam failure last year were extreme, other tailings dam failures have occurred on a regular basis over the past two years in countries such as Brazil, Peru, Russia, Australia and China, and the incidence rate of such failures has been increasing for some time. And the RMI Report 2018 results on tailings showed that the operating company Vale was performing no worse than the vast majority of other large companies in tracking, reviewing and acting to improve its tailings risk management.

The Brumadinho disaster generated a flurry of industry statements and media interest on tailings safety, but has anything really changed since 2018 and are such catastrophic failures any less likely to happen in the future?

The latest research by the Responsible Mining Foundation (RMF), published in the RMI Report 2020, reveals that while an investor-led initiative has resulted in improved transparency about companies’ tailings storage facilities (TSF), the vast majority of companies are still unable to demonstrate that they are reviewing how effectively they are managing TSF-related risks and taking responsive actions where necessary. And critically, very few mine sites show evidence of having informed local communities about what to do in the case of a tailings-related incident.

Commenting on the release of the RMI Report 2020, Dr Bruno Oberle, Chair of the Global Tailings Review, said:

As more companies now disclose data on the locations and characteristics of their mine tailings storage facilities, the RMI Report 2020 shines a light on the lack of public information with regards to how effectively these facilities are managed by mining companies. As the Global Tailings Review continues, the results of the RMI Report 2020 further reinforce the urgent need to create a global standard that will deliver a step change in the safe management of tailings facilities across the industry.

Dr Bruno Oberle, Chair of the Global Tailings Review

More publicly-available information on tailings storage facilities

Prior to the Brumadinho disaster there was no global public register of TSF, and mining companies were generally not publicly disclosing even the location of their TSF let alone information on the safety of these facilities – information of critical interest to shareholders, investors, insurers and governments as well as communities and workers.

In response, a group of investors, led by the Church of England Pensions Board and Swedish Council of Ethics of the AP Funds, established the Investor Mining & Tailings Safety and requested over 700 extractive companies to publicly share such information. Approximately 50% of the companies responded, including 45 of the 50 biggest mining companies.

This has significantly improved the availability of basic data on TSF – the RMI Report 2020 found that nearly half of the 38 companies assessed had publicly disclosed the number and exact location of their TSF (see Figure 1), mostly through their response to the investor request.

Increasingly heavy reliance on risky structures

These recent TSF disclosures have revealed a worrying trend: according to the information available, companies are planning to increase the volume of tailings stored in upstream-constructed TSF (the type of dam that failed in Brumadinho), meaning an increase from 24% to 30% of all tailings will be stored in these structures – 92% of which are currently classified as having a High hazard potential.

No improvement in companies tracking the effectiveness of their tailings risk management

As was the case in the RMI Report 2018, only a handful of the 38 companies assessed in the RMI Report 2020 show evidence of having conducted third-party audits or reviews of the effectiveness of their TSF management, and these reviews are often quite limited in scope. Even fewer companies show evidence of having taken responsive actions on the basis of these reviews in order to improve their performance on managing TSF-related risks. In fact, as Figure 2 shows, no company scored more than 50% on this indicator.

If companies cannot ‘know and show’ how they are doing on preventing tailings dam failures and other TSF problems such as seepage, they will find it difficult to address the trust deficit commonly found in mining areas and the concerns about TSF risks among investors and financiers, governments and other stakeholders.

Lack of local information on risks and emergency procedures in the case of tailings incidents

The RMI Report 2020 found that less than 10% of the 180 mine sites assessed publicly disclose the area potentially affected by a failure of its tailings facilities.

Furthermore, very few mine sites demonstrate that they have informed local communities of what to do in the case of a tailings-related incident. See Figure 3 for details.

Strong disclosure of such information, of potential life-or-death importance to local stakeholders, should of course be the norm.

Recommendations for strengthening the forthcoming Global Tailings Standard

A new global standard on tailings management is currently being finalised by a multi-stakeholder group, the Global Tailings Review, co-convened by the United Nations Environment Programme (UNEP), the Principles for Responsible Investment (PRI) and the International Council on Mining and Metals (ICMM).

The Global Tailings Standard is certainly a welcome first step, but it is of critical importance not to miss this opportunity to significantly raise the bar on tailings management by ensuring the standard adequately addresses key issues of transparency, engagement and respect for local stakeholders living and working with the risks of TSF failure.

As the process is currently underway to finalise this new norm, RMF strongly recommends that the standard sets out clear requirements on the following points:

– Open data formats to manage risk: Companies should disclose publicly and at the level of individual mine sites all public-interest data on their management of TSF, the safety of these structures, and the emergency preparedness procedures to follow in case of TSF failure. This data is crucial for investors and financiers, governments and local stakeholders.

– Meaningful engagement with local stakeholders: Companies should undertake upfront and ongoing engagement measures to be clear with local stakeholders (communities, workers) about the risks and potential impacts in the event of failure and to involve local stakeholders in designing and testing emergency preparedness plans.

– Strong measures to address existing high-risk TSF: Companies should ensure the safety of their existing TSF, and where necessary to decommission and remove TSF that cannot be made safe. These provisions should apply to any TSF the failure of which is expected to lead to any loss of life.

– Broader accountability for TSF risk management: Companies should assign broader senior-level responsibility for the safety of tailings facilities, to include not only a member of senior management but also the Board of Directors.

– Free, Prior and Informed Consent (FPIC): In line with the UN Declaration on the Rights of Indigenous Peoples, respecting the right to FPIC of Indigenous Peoples should be mandatory during all stages of planning, design and implementation. Beyond this internationally-recognised right to give consent or not, the standard could better align with the widespread recognition that the principle of FPIC be applied more broadly, by requiring companies to ask for FPIC from all potentially-impacted communities.

– Lake, riverine and marine disposal of tailings: In line with the growing momentum among international banks and multi-lateral lenders, the standard should ban the use of these disposal methods and require formal company-wide commitments to not use these methods. The RMI Report 2020 found that at least eight of the assessed companies are actively discharging tailings into rivers or marine environments or storing them on the seabed. And only one company has formally committed to not use such disposal methods.


Footnotes

  1. See www.worldminetailingsfailures.org.
  2. WMTF, forthcoming 2020. State of World Mine Tailings 2020. World Mine Tailings Failures www.worldminetailingsfailures.org.

Share