Правозащитники·ницы: вовлечены ли горнодобывающие предприятия?

Число угроз и убийств правозащитников·ниц и защитников·ниц земельных прав, особенно в секторе горных работ и добычи полезных ископаемых все время растет. Для решения этой проблемы необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон, поскольку правительства, частный сектор и общество в целом несут общую ответственность. Однако крупные горнодобывающие предприятия могут сыграть в этой ситуации наиболее важную роль. По данным последнего отчета RMI Report 2020 большинство компаний даже не смогли продемонстрировать хотя бы приверженность к уважению международно признанных прав и мер защиты, предоставляемых правозащитникам·ницам.

Правозащитники·ницы играют жизненно важную роль в борьбе с нарушениями прав человека, которые могут быть связаны с присутствием горнодобывающих предприятий — злоупотреблениями, которые варьируют от принудительного выселения до незаконных арестов и задержаний, от разливов токсичных отходов до нарушений прав коренных народов.

С 2002 года организация Global Witness отслеживает информацию об убийствах правозащитников·ниц. Горнодобывающая отрасль всегда была самым опасным сектором для защитников·ниц земельных и экологических прав — в 2018 году было зарегистрировано 43 из 168 убийств. Данную тенденцию подтверждают годовые отчеты Глобального анализа Front Line Defenders.

Пандемия Covid-19 усугубила риски, с которыми сталкиваются правозащитники·ницы, о чем недавно заявила Специальная докладчица ООН по вопросу о положении правозащитников·ниц Мэри Лоулор. Во многих странах меры пресечения и неотложные меры сопровождаются усилением надзора, преследований, угроз или арестов правозащитников·ниц.

Все горнодобывающие предприятия, независимо от того, связана ли их деятельность с нападениями на правозащитников·ниц, страдают от создаваемых репутационных воздействий, и могут стать объектом негативного восприятия на многие годы или чувствовать предвзятое отношение со стороны местных заинтересованных сторон, инвесторов и финансистов.

Во время недавней презентации «Руководящих принципов ООН 10+: следующее десятилетие в сфере бизнеса и прав человека» Джоан Карлинг, одна из ответственных за созыв Крупной группы коренных народов по устойчивому развитию и член Консультативного совета фонда Responsible Mining Foundation, поделилась результатами проведенного анализа: «Если мы хотим изменить эту реальность на местах посредством реализации Руководящих принципов ООН в сфере бизнеса и прав человека, необходимо отказаться от сложившейся ненадлежащей практики ведения бизнеса на территориях коренных народов. […] Нужно положить конец преследованиям и внесудебным расправам над защитниками·ницами земельных и экологических прав».

В качестве практического шага к обеспечению поддержки глобальных усилий по защите правозащитников·ниц, горнодобывающие предприятия могут, по крайней мере, официально оформить принятие обязательства уважать права и средства защиты, предоставляемые правозащитникам·ницам. Наличие такого обязательства и одобрение на уровне членов совета директоров и руководителей старшего звена, будет соответствовать требованиям Декларации ООН о правозащитниках·ницах, региональным механизмам, разработанным Организацией американских государств (ОАГ), Африканским союзом (АС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейским союзом (ЕС), рекомендациями Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Руководящими принципами Швейцарии в отношении правозащитников от 2019 года, в числе прочих.

В отчете RMI Report 2020, основанном на фактических данных, полученных в ходе оценки политик и практик 38 крупных добывающих компаний, в которых рассматривались экономические, экологические, социальные и управленческие (EESG) аспекты, вопрос прав человека, затрагивающий различные аспекты деятельности компании, упоминается вскользь. В то время как почти все компании, которые были оценены в отчете RMI Report 2020, хоть в какой-то степени ссылаются на права человека в своей корпоративной политике, 85% (32 компании) не приняли на себя никаких обязательств в отношении уважения прав правозащитников·ниц (см. Рис. 1).

Из шести компаний, которые приняли определенный уровень прямо сформулированных обязательств, можно выделить только одну компанию (Newmont), которая официально взяла на себя обязательство в соответствующей сфере, одобренное руководителями старшего звена.

В своем Руководстве по соблюдению прав человека 2019 года компания Newmont публично и официально подтвердила, что «правозащитники·ницы являются потенциально уязвимой группой, а основополагающие ценности и ответственность компании подтверждают ее приверженность к уважению правозащитников·ниц». Компания заявляет, что «она не одобряет никакие формы нападения на правозащитников·ниц или тех, кто выступает против ее деятельности, и ожидает, что деловые партнеры компании будут придерживаться такой же линии поведения». Это можно считать ведущей практикой, учитывая отсутствие какого-либо подобного обязательства со стороны большинства проанализированных компаний.

Безотлагательные меры, которые должны принять на себя компании в отношении правозащитников·ниц  

Добывающая компания может предпринять безотлагательные и практические меры для целенаправленного решения данной проблемы. Такие меры включают, например:

• Официальное оформление обязательства уважать права и средства защиты правозащитников·ниц в соответствующих сферах деятельности.

• Распределение обязанностей и ответственности руководителей старшего звена и членов совета директоров для выполнения данного обязательства.

• Разработку систем, обеспечивающих проведение горнодобывающими предприятиями регулярных оценок воздействия на права человека, включая возможные прямые и опосредованные воздействия на правозащитников·ниц, и осуществление деятельности на основании результатов таких оценок. 

• Раскрытие информации обо всех злоупотреблениях и нарушениях прав правозащитников·ниц в местах выдачи разрешений на производство горных работ и по всей цепочке поставок.

В качестве упреждающей меры, горнодобывающие предприятия могут помочь в устранении одной из первопричин риска, гарантируя возможность сообществ делать свободный и осознанный выбор относительно того, использовать ли и каким образом свои земли и ресурсы.

Для получения такого права необходимо четко сформулировать корпоративное руководство и на практике подтвердить уважение международно согласованных принципов, чтобы обеспечить реализацию прав человека для всех, а также легитимность горных работ.


Footnotes

  1. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека,“Who is a defender”. https://www.ohchr.org/en/issues/srhrdefenders/pages/defender.aspx
  2. За исключением 2017 г., в котором на лидирующую позицию вышел сельскохозяйственный бизнес. См. годовые отчеты, доступные на сайте Global Witness https://www.globalwitness.org/en/campaigns/environmental-activists/
  3. В котором зафиксированы 304 убийства правозащитников·ниц в 2019 г. См. Front Line Defenders (2020), «Глобальный анализ за 2019 год». https://www.frontlinedefenders.org/sites/default/files/global_analysis_2019_web.pdf
  4. Мэри Лоулор (2020), “Amid the coronavirus, human rights defenders need more protection”, Al Jazeera. https://www.aljazeera.com/indepth/opinion/coronavirus-human-rights-defenders-protection-200528114906737.html
  5. ISHR (2020), “Covid-19: State action must be human rights compliant and protect human rights defenders”.https://www.ishr.ch/news/covid-19-l-state-action-must-be-human-rights-compliant-and-protect-human-rights-defenders
  6. Специальные процедуры ООН по правам человека (2020 г.), “Business and human rights – towards a decade of global implementation”. https://youtu.be/2vWqc88ZIag
  7. Генеральная Ассамблея ООН (1991), «Декларация о правах и обязанностях отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы», в частности, см. Статьи 10, 11 и 18. https://undocs.org/ru/A/RES/53/144

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Human rights defenders: are mining companies playing their part?

The number of threats towards and killings of human rights and land defenders is growing, particularly in relation to mining operations and extractives projects. Joint efforts are needed from all stakeholders to address the issue, as governments, the private sector and society in general have a shared responsibility. But large-scale mining companies can play a more compelling part. The latest RMI Report 2020 reveals that most companies fail to demonstrate even a commitment to respect the internationally accepted rights and protections accorded to human rights defenders.

Human rights defenders play a vitally important role in standing up against human rights abuses that can be associated with the presence of mining operations – abuses that range from forced evictions to arbitrary arrest and detention, and from toxic waste spills to violations of Indigenous Peoples’ rights.

Since 2002, when Global Witness started tracking the killings of defenders, mining has always been the most dangerous sector for land and environmental defenders – 43 of the 168 killings documented for 2018.
A concerning trend confirmed in Front Line Defenders’ Global Analysis annual reports.

The Covid-19 pandemic has exacerbated the risks faced by defenders, as pointed out by the recently appointed UN Special Rapporteur on the situation of human rights defenders, Mary Lawlor. In many countries, confinement and emergency measures have been accompanied by increased surveillance, harassment, threats or arrests of defenders.

All mining companies, whether or not their operations have been associated with attacks on defenders, suffer the reputational impacts they generate and can face years’ long negative perceptions and prejudicial responses from local stakeholders, investors and financiers.

At the recent launch of the “UN Guiding Principles 10+: Next decade of Business and Human Rights”, Joan Carling, Co-convenor of the Indigenous Peoples Major Group for Sustainable Development & member of the Responsible Mining Foundation’s Advisory Council, shared her analysis: “If we are to change this reality on the ground through the implementation of the UN Guiding Principles on Business and Human Rights, the bad legacy of business operations in indigenous territories need to stop. […] Enough of harassment and extrajudicial killings of land and environmental defenders.”

As a practical step to support the global effort to protect defenders, mining companies can at least formalise their commitment to respect the rights and protections accorded to human rights defenders. Having such a commitment in place and endorsed at Board- or senior-management-level would be in line with the UN Declaration on Human Rights Defenders, regional mechanisms put in place by the Organization of American States (OAS), the African Union (AU), the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN), the European Union (EU), with guidelines from the Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) and with the 2019 Swiss Guidelines on human rights defenders, among others.

The RMI Report 2020, an evidence-based assessment of 38 large-scale mining companies’ policies and practices on economic, environmental, social and governance (EESG) matters, covers human rights as a transversal issue that touches on many different aspects of company actions. But while almost all companies assessed in the RMI Report 2020 refer to some extent to human rights in their corporate policies, 85% (32 companies) have not made any form of commitment to specifically respect the rights of human rights defenders (see Figure 1).

And of the six companies that have made some level of explicit commitment, only one company (Newmont) stands out as having made a formal commitment, endorsed by senior management, on this issue.

In its 2019 ‘Guide to Respecting Human Rights, Newmont publicly and formally acknowledged that “human rights defenders are a potentially vulnerable group and the company’s core value and responsibility supports its commitment to respect human rights defenders. The company states that “it does not condone any form of attack against human rights defenders or anyone who opposes its activities, and it expects its business partners to do the same.” This can be considered as leading practice, given the lack of any such commitment from the majority of the companies assessed.

Immediate steps for companies to take on human rights defenders

A mining company can take immediate and practical steps towards addressing the issue. These steps include, for example:

• Formalise its commitment to respect the rights and protections accorded to human rights defenders in its areas of operations.

• Assign senior management or board-level responsibilities and accountability for carrying out this commitment.

• Establish systems to ensure operations conduct regular human rights impact assessments, including potential direct and indirect impacts on human rights defenders, and act on the results of these assessments.

• Publicly report all abuses and violations of the rights of human rights defenders that happen on its mining permit areas and within its supply chain.

And as a proactive measure, mining companies can help tackle one of the root causes of risk, by guaranteeing that communities can make free and informed choices about whether and how their land and resources are used.

Getting this right requires articulate corporate leadership and operational evidence of respect for internationally agreed precepts to ensure the realisation of human rights for all, and legitimacy for mining operations.


Footnotes

  1. UN Human Rights Office of the High Commissioner, “Who is a defender”. https://www.ohchr.org/en/issues/srhrdefenders/pages/defender.aspx
  2. Except for 2017 where agribusiness took over. See annual reports available on Global Witness website https://www.globalwitness.org/en/campaigns/environmental-activists/
  3. Which recorded 304 killings of human rights defenders in 2019. See Front Line Defenders (2020), “Global Analysis 2019”. https://www.frontlinedefenders.org/sites/default/files/global_analysis_2019_web.pdf
  4. Mary Lawlor (2020), “Amid the coronavirus, human rights defenders need more protection”, Al Jazeera. https://www.aljazeera.com/indepth/opinion/coronavirus-human-rights-defenders-protection-200528114906737.html
  5. ISHR (2020), “Covid-19: State action must be human rights compliant and protect human rights defenders”. https://www.ishr.ch/news/covid-19-l-state-action-must-be-human-rights-compliant-and-protect-human-rights-defenders
  6. UN Human Rights Special Procedures (2020), ““Business and human rights – towards a decade of global implementation”. https://youtu.be/2vWqc88ZIag
  7. United Nations General Assembly (1991), “Declaration on the Right and Responsibility of Individuals, Groups and Organs of Society to Promote and Protect Universally Recognized Human Rights and Fundamental Freedoms”, in particular see articles 10, 11 and 18. https://www.ohchr.org/Documents/Issues/Defenders/Declaration/declaration.pdf

Share

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *